Как мы кабак раскапывали
27.10.2008
Небольшой отчёт о поездке в Ленобласть на «поднятие» кабака. Осень 2007 года.
Дело было прошлой осенью, а точнее в самом её начале. Мы с товарищами решили проверить одно местечко, где когда-то стоял кабак. Он находился на довольно древнем тракте, соединявшем два очень известных и мощных, на тот момент, фортификационных сооружения, существовавших ещё с допетровских времён. Поэтому нам казалось, что находки должны быть не только ценные, но и обильные, ведь до нас там ещё никто не копал.
Дорогой ведущей к кабаку пользовались очень активно как в довоенное, так и в послевоенное время, поэтому дорогу подсыпали и ремонтировали, завозя и подсыпая на неё битый кирпич. Так что первый облом покопать на древнем тракте мы обнаружили сразу, как только лопата коснулась земли. Хождение вокруг, принесло двушку Александра и пятак с масонским орлом. Мы не стали задерживаться и сразу двинулись к заветному кабаку. Приехав на место, мы немного осмотрелись и, найдя признаки бывшего строения, принялись за работу. Сразу стало понятно, что место было выбрано не очень удачно, берёзы, росшие не только по краям, но и внутри строения мешали нашей работе. Но поскольку энтузиазм пересиливал все разумные доводы, расчистив площадку и пожелав себе удачи, мы начали вгрызаться в ещё не промёрзший грунт...
На какой-то стадии раскопок появилось чувство постороннего взгляда (охотничье чутье, наверное, подсказывало). Я сообщил товарищам – что-то не так, мы здесь не одни, но они рассмотрели вариант с мистикой и прочей нечистью, как отлынивание от работы и посмеялись, сказав – копай, не отвлекайся. Но в голове уже прочно засело и начало понемногу точить червячком чувство дискомфорта. Начал краем глаза улавливать какие-то движения между деревьев, раз, ещё раз промелькнуло. Охота копать стала понемногу угасать. Хотелось всё-таки разобраться с непонятным происхождением беспокойства. Всё, говорю, пока не разберёмся в чём дело, копать не буду. Вокруг лес, тишина, ветерок гуляет, до ближайшего населённого пункта пару десятков километров, да и время не грибное, так что грибники отпали сразу. Может охотники? Вряд ли, подумал я, подошли бы и спросили в чём дело, уж точно не стали бы мелькать за деревьями.
Опять заметив движение, взял в руки сапёрку и пошёл на разведку. Пройдя метров двадцать, увидел на снегу следы, и тут почти отлегло, ведь следы были глухаря. Немного придя в себя и отогнав дурные мысли, я стал осматриваться. И тут появился виновник моего беспокойства, глухарь. Только опять странность - вместо того, что бы бояться большого дядьку с лопатой и улетать, он медленно слетел с ветки в мою сторону и сел на землю. Потом начал ходить, как ни в чём не бывало. Меня охватили первобытные инстинкты и охотничий азарт затмил все остальные чувства. Картина бегущего по лесу мужика с лопатой наперевес и орущего - загоняй его справа, я думаю, очень рассмешила моих товарищей. Петляя между деревьями глухарь, не спеша, ну просто шагом, как мне казалось, водил меня за нос. Это продолжалось, пока я не выдохся. Я так и не понял, почему он бегал от меня по земле, а не улетел сразу. Наверное, для него это был аттракцион, и он еще долго хохотал надо мной своим глухариным смехом от всей души.
Как потом мне рассказали мои собратья, они сначала подумали, что крыша у меня всё-таки протекла окончательно. Почуяв нечистого, ушёл в лес, через пять минут выбегает с лопатой наперевес, бегает по лесу, орёт что-то непонятное…
Дальше было ещё смешнее. Теперь уже трое мужиков, разобравшись, в чём дело, бегали по лесу с криками, вооружённые кто, чем может, в основном, снежками. Картина уже носила откровенно юмористический характер, как позабыв, зачем приехали, взрослые мужики с гиканьем и улюлюканьем носились по лесу. Глухарь по-прежнему издевался, медленно прохаживаясь между зарослями, через которые мы, естественно, пробраться не могли, потом взлетел на ветку берёзы и окаменел. Окаменел, потому что всё, что в него летело впоследствии, он игнорировал напрочь. Только получив снежный заряд по правому борту, глухарь, наконец, слетел с дерева и перебрался на другой берег речки. И неизвестно, кто кого оставил в покое?!
Да не завелись бы мы на него, если бы он вёл себя по-человечески - напугался и улетел. А может чего сказать хотел, да не поняли мы друг друга.
Набегавшись, приступили к дальнейшим раскопкам, вгрызаясь в ещё не успевший замёрзнуть грунт. И берёзки не обманули - выросли как раз там, где и должны были, т. е. на бывшем пожарище. На первом уровне всё было горелое, и дойдя до более старого пола, тоже обнаружили горелые остатки, гвозди, стекло. Делаем уже окончательные выводы, подтвердившие первоначальные догадки, об неоднократно бушевавших на этом месте пожарах.
Собственно цель нами достигнута. Мысли и догадки проверены на практике. Остался небольшой осадок и сожаление о не сделанных открытиях и находках. Не всегда места, кажущиеся перспективными, оказываются успешными. Но как говорится - не проверишь, не узнаешь.
А приключения, тем не менее, продолжались. Точнее приключением это назвать сложно, скорее мучением.
На Ниве, которая доставила нас к месту раскопок, кончалось сцепление. Были некоторые опасения, поскольку характерный запашок присутствовал по дороге к месту, но за азартом и перспективой находок не придали этому должного значения, да и светлое время терять было жалко. А сцепление кончилось окончательно и бесповоротно. Отпускаешь педаль, а машина стоит и даже не шелохнётся. Вспомнили глухаря, в душе попросили прощения за нетактичное поведение. Много чего ещё вспомнили, что предвещало данное событие. Перспектива, на ночь глядя, остаться в осеннем лесу, не радовала. Так что начал вспоминать - как там всё устроено. Вспомнил. Полез под машину, скрутил до конца шток главного тормозного. Вроде дёрнулась с места. Мало. Спутники начали отчаиваться, не веря в успех мероприятия. Опять под машину. Скрутил до конца и потихоньку, подталкивая, пошла родимая, помаленьку и может пошла бы сразу, если бы не проваливающийся под колёсами неокрепший ледок на лужах.
Кое-как, ободряя и подгоняя себя и владельца Нивы очень даже ругательными выражениями, дотянули до трассы. На душе полегчало - тут движение, тут жизнь - и тут - новое препятствие!
В общем-то, и горка то небольшая, но без сцепления, которое к тому времени уже отсутствовало окончательно, это было непреодолимое препятствие. Встали посередине горы мёртво. Возведя хвалу мудрецам, придумавшим мобильный телефон, начали долго и нудно объяснять оператору, куда точно надо прислать эвакуатор. Договорились. И о чудо! из-за поворота появляется другой эвакуатор, весь мигающий на разные лады, и водитель сговорчивый водружает нас к себе на спину, везёт до самого дома.
Вот такая поездка получилась, которой я, например, очень остался доволен, несмотря на разные потрясения. Осталось только непонятное чувство. Что хотел нам сказать тот глухарь своим поведением? Ведь вёл он себя, мягко говоря, не совсем адекватно. Как и мы…
|