При раскопках в Новгороде археологи наткнулись на следы большого пожара, уничтожившего множество домов. Выяснилось, что он был в 989 году. Почему и как возник пожар? Стал ли он результатом рокового случая, или этому предшествовало какое-то известное историческое событие? Разобраться в сложном деле помогли многие разбросанные там и тут материальные свидетельства, в том числе клады.
Один из них, названный по месту находки Неревским, состоял из серебряных восточных монет, среди которых было 60 целых дирхемов и 811 их обломков. Второй клад содержал131 целый дирхем и 604 обломка.
Самая младшая монета Неревского клада быладатирована 972 годом, второго клада — 975 годом. Значит, путь,который проделали они из стран Ближнего Востока к месту пожарища вНовгороде, занял от 14 до 17 лет. Этот вывод стал для историковновостью. Разумеется, то, что монеты, чеканенные в Багдаде илиСамарканде, попадали на Русь и участвовали в торговых операциях, былоизвестно давно. Но исследования прошлых лет позволяли делать выводы,что для путешествия монеты от места производства на Ближнем Воатрке доРуси требовалось не менее 50 лет. Теперь материалы Неревского кладапозволили изменить взгляд на проблему. Связи русского Севера и странБлижнего Востока оказались более интенсивными, чем это могло показаться.
Не менее интересные сведения Неревский клад помог получить и в другом вопросе.
Изучая место захоронения клада, археологи обратиливнимание на то, что он не был спрятан на большой глубине. Значит,укрывая деньги под полом дома, хозяева не собирались хранить их тамдолгие годы. Они положили монеты так, чтобы при любой нужде их можнобыло извлечь из тайника. В те времена, когда в деревянных городах частовозникали пожары, так обычно хранили расходные средства семьи.
Почему же тогда хозяева не извлекли спрятанныеденьги после того, как отбушевал огонь, уничтоживший строение? Ведьименно погорельцам в первую очередь потребовались бы их сбережения.
Ответ, который подсказал ученым их опыт, жесток ипредельно прост. Пожар, уничтоживший дом и скарб семьи новгородцев, былпожаром войны. В 989 году на новгородской земле не только горели дома,но и шла расправа с мирными жителями. Видимо, и хозяева клада самипали под ударами мечей или, в лучшем случае, вынуждены были бежать безоглядки с родного пепелища. В противном случае они после возвращенияперекопали бы пожарище, чтобы извлечь немалые по тем временамценности: общий вес двух кладов составляет почти полтора килограммасеребра.
Какая же война была в 989 году?
Ответ известен: христианская и, как говорилацерковь, «праведная». Известно, что после крещения киевлян князьВладимир стал насаждать новую религию огнем и мечом. Так уж у насведется: кому во что верить, решают лица, облекшие себягосударственной властью. Им, как говорят, виднее, что нужно народу.
Православие на Руси завоевывало себе сторонников несветлой силой новых идей, не пропагандой лозунга «Бог — есть любовь»,как стараются представить историки церкви. Оно утверждалось силойкняжеской власти, силой оружия, кровопролитиями и пожарами.В Новгород,где население противилось насильственному принятию христианства,великий князь с миссией веры послал своего дядю Добрыню и княжескоготысяцкого Путяту. Новгородцы, узнав о приближении дружины, встали назащиту своей прежней веры — язычества ли на защиту своей прежней веры —язычества. Два дня горожане со словами «лучше нам умереть, чем отдатьсвоих богов на поругание» сражались с киевской ратью. «И бысть межо имисеча зла». Добрыня именем нового бога — Христа — приказал поджечьгород. Только это позволило сломить сопротивление населения.
Затем были сожжены все деревянные идолы, которые попались на глаза миссионерам новой религии, а каменные сброшены вреку. Новгородцам, оставшимся в живых, было велено пройти обряд крещения. С той поры и говорят, что жителей свободолюбивого русскогог орода Новгорода «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнем».
Источник: www.numizmat.ru
www.habor.ru