В поисках клада
23.02.2009
Клад... Это слово таит в себе огромную привлекательность. В мире существует и процветает отважное племя искателей кладов, авантюристов и смельчаков. Легенды о сокровищах затонувших кораблей, покоящихся на дне морей и океанов, привлекают людей наивных и расчетливых, романтичных и азартных.
Корабли тонули во все времена. Во время штормов, налетая на рифы и мели. Только в акватории морей, омывающих берега Индонезии, покоятся остовы многих сотен судов, потерпевших крушение. Они перевозили из Китая и бывших колоний Англии, Португалии и Нидерландов золотые изделия, фарфор и драгоценные камни. Не меньше точек кораблекрушений выявлено на водных маршрутах вдоль берегов Южной Америки. Существует множество легенд о неисчислимых сокровищах, которые награбили и укрыли в укромных местах морские пираты. Все это будоражит воображение искателей приключений и шального богатства. Пользуясь старыми картами, они ищут затонувшие корабли, копают землю на необитаемых островах.
О кладоискателях написаны увлекательные романы. Достаточно вспомнить знаменитый «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона. В то же время само слово «клад» звучит столь архаично, что может создаться мнение, будто их поиски — дело давних времен. Но это не так. Клады действительно существуют. Их нередко находят. Иногда случайно, а порой в результате упорных поисков. Имена удачливых кладоискателей становятся известны всему миру. Таким является один из морских старателей Мэл Фишер. За шестнадцать лет целенаправленных поисков он обнаружил и извлек с морского дна ценностей на 200 миллионов долларов.
Ради интереса просмотрим заголовки одной из центральных российских газет, выбранные за разные дни из годовой подшивки: «Тайник в стене», «И снова клад», «Клад... под старой подкладкой», «Нашли копейку», «Находка в огороде», «Тайны кувшинов», «Выкопали империалы», «Монеты под забором»... Может быть, речь идет о пустяках? Прочитаем некоторые заметки.
«Несколько дней назад С. Юхименко ремонтировала дом, в котором давно живет. И вдруг в стене заметила нишу. Вынула оттуда стеклянный сосуд... Клад содержал 168 золотых монет выпуска 1897—1911 годов».
«В поселке Приморский Темрюкского района экскаваторщик В. Малахов рыл котлован. Вдруг из ковша посыпался на землю град монет посыпался на землю град монет. Они находились в двух больших кувшинах. Рабочий собрал деньги в мешок, который потянул почти на 17 килограммов. Это самый крупный из всех когда-либо найденных на территории богатого археологическими памятниками Краснодарского края кладов монет — 3216 штук. Они выпущены в Боспорском царстве в II—IVвеках до нашей эры».
«Бульдозерист С. Рогозов расчищал площадку на улице Ткацкой в Горьком. Машина вывернула на поверхность монеты. Когда их собрали и пересчитали, оказалось 2136 штук. Почти все серебряные полтинники 1921—1924 годов».
Везет не только случайным счастливчикам. Немало людей поиск кладов сделали профессиональным занятием и ищут сокрытые сокровища, ориентируясь на исторические данные. Французский кладоискатель Анри-Роже Лаудон всерьез занялся поисками сокровищ известного пирата XVII века Сюркуфа. Он выяснил, что последним прибежищем морского разбойника был остров Барбадос, на котором пират и был схвачен. После тщательного изучения острова Лаудон в бухте на восточном побережье отыскал остатки нескольких старинных судов. Одно из них, судя по описаниям, напоминало корабль «Фудр» пирата Сюркуфа. Кроме якоря, возле остатков ничего найти не удалось. Однако Лаудон занялся именно якорем и обнаружил, что он целиком отлит из сплава золота и серебра. Весил трофей Лаудона немногим менее 500 килограммов!
Увлекательные приключения кладоискателей описал в книге «Сокровища непобедимой армады» Робер Стенюи. На его личном счету десятки найденных в глубинах моря остовов кораблей, в том числе «Хирона» — галеас знаменитой испанской Непобедимой армады, погибший в 1588 году во время шторма.
«Один коллега-подводник, — писал советский писатель Лев Скрягин, — показал Стенюи в Лондоне рисунок, выгравированный на кубке, принадлежавшем британскому нырятелю XVIII века Джорджу Летбриджу, изобретателю «глубоководной машины». На этом кубке фигурировала карта острова Порту-Санту в архипелаге Мадейра, возле которого потерпел крушение голландский корабль «Слот тер Хооге». Все были уверены, что если карта «острова сокровищ» выставлена напоказ, то там давно ничего нет; Летбридж выудил все еще двести лет назад. Но Стенюи отправился в Порту-Санту и... обнаружил в указанном месте значительную часть груза «Слот тер Хооге».
В 1971 году Стенюи разыскал у Шетлендских островов корабль Голландской Ост-Индийской компании «Ластдрагер», который с грузом золота погиб в XVII веке. На каменистом дне среди водорослей удачливый искатель сокровищ собрал несколько сот золотых гульденов и серебряных испанских пиастров. В 1972 году на месте гибели датского судна «Вендела», который утонул в 1737 году, Стенюи обнаружил 44 золотые и 673 серебряные монеты.
Что касается поиска в районе гибели галеаса «Хирона», о котором уже упоминалось, то он принес искателю сокровищ 405 золотых, 756 серебряных и 115 медных монет. Они были отчеканены в шести странах: Испании, Португалии, королевстве Обеих Сицилии, Генуэзской Республике, Мексике и Перу. Выпустившие их монетные дворы находились в четырнадцати городах: Севилье, Толедо, Вальядолиде, Мадриде, Бургосе, Куэнке, Гранаде, Ла-Корунье, Мексико, Лиме, Потоси, Лиссабоне и Генуе. Уже сам набор монет показывает, какую величайшую нумизматическую редкость они представляли. Две из монет вообще никогда не встречались ученым-нумизматам. На части монет обнаружены аномалии: орфографические ошибки, перевернутые даты, то есть курьезы, которые так ценятся нумизматами.
Есть клады особые, которые волнуют воображение не только простых искателей потерянных сокровищ, но и целые государства. Так крайне большой интерес в мире вызвало в 1981 году сообщение о заключении советско-английского соглашения и подписании контракта с фирмой «Джессон марин рикавериз лимитид» о подъеме ценностей с борта крейсера «Эдинбург», который покоился на дне моря почти сорок лет. А история была такова.
Крейсер британского королевского флота в конце апреля 1942 года вышел из Мурманска в Англию. Это был отличный боевой корабль водоизмещением десять тысяч тонн, длиной 174 метра, с бортовой броней толщиной до восьми сантиметров. На борт корабля в советском порту загрузили 5,5 тонны золота в слитках. Груз поместили в артиллерийский погреб.
30 апреля, когда корабль был в море, его торпедировала немецкая подводная лодка. Два попадания лишили крейсер хода. Подбитый корабль немцы подвергли усиленным атакам. 1 мая «Эдинбург» затонул в 250 милях севернее Кольского полуострова.
Попытаться спасти драгоценный груз без участия Советского Союза у англичан не было возможности: крейсер покоился в советских территориальных водах.
Заключенное соглашение предусматривало, что все расходы по поиску и подъему золота берет на себя фирма «Джессон марин рикавериз лимитид». Спасенный груз делился между Великобританией и СССР в пропорции 1/3 и 2/3.
После длительных поисковых работ «Эдинбург» был обнаружен. Но только 16 сентября с его борта подняли первый слиток драгоценного металла. По этому торжественному случаю прессе даже сообщили номер слитка — КР 0620.
В результате подводных работ удалось до наступления штормовой зимы поднять наверх 431 слиток — всего на сумму более 40 миллионов фунтов стерлингов. Вторая экспедиция работала в районе затопления крейсера уже в 1986 году. Ее усилиями поднято еще 345 килограммов золота, что по тем временам составляло сумму около трех миллионов фунтов стерлингов.
Конечно, никому из частных искателей сокровищ такой успех и не снился.
Источник: www.numizmat.ru
|